Лубочные картинки » Play Paints - краски удивительных открытий.
ГЛАВНАЯ О САЙТЕ СОВЕТЫ И ПРАВИЛА КОММЕНТАРИИ КОНТАКТЫ Регистрация

ОПРОС

Какие разделы сайта вам больше всего нравятся?




СТАТИСТИКА САЙТА
Всего на сайте: 1
Пользователей: 0
Гостей: 1

Лубочные картинки
Народные картинки стали прозываться лубочными только в начале нынешнего столетия. Ученые по-разному толкуют это название. Снегирев производит его от слова луб, на котором резали первые народные картинки, Н. Трахимовский — от лубочных коробов, в которые их укладывали для продажи, а Ровинский дает следующее объяснение: в начале нынешнего столетия слово лубочный относилось ко всему, что делалось непрочно, плохо, на скорую руку. Отсюда «понятно», — говорит он,— что и плохие картинки стали звать тоже лубочными».  

Такие гравированные картинки на Западе появились еще в XII в. и представляли самый дешевый способ, доставлявший народу изображения святых, Библию и Апокалипсис в картинках. Только со времени введения книгопечатания, заменившего дешевую гравюру, гравирование перешло в область художества и им стали заниматься такие художники как Дюрер и Гольбейн.

У нас гравирование началось одновременно с книгопечатанием: при первой нашей печатной книге «Апостол» (1564 г.) была приложена и первая гравюра, резанная на дереве, изображавшая евангелиста Луку, а отдельными листками картинки стали появляться только в XVII в. В конце этого столетия гравирование народных картинок на Руси было сильно распространено; ему покровительствовал Петр В. и даже выписывал из-за границы мастеров, которым платил жалованье за счет казны. И только в 1827 году правительство перестало держать казенных граверов и распустило их на все четыре стороны. 

Во второй половине XVIII столетия резанием досок для народных картинок занимались серебряники в селе Измайлово: резали они на меди, на дереве; картины уже редко гравировались, а печатание их происходило на фигурной фабрике Ахметьева в Москве, у Спаса во Спасском. Существовали печатни также и во Владимирской губ., Ковровского уезда, в деревне Богдановке, и в монастырях: Киевском, Почаевском, Соловецком и других. 
Чем же ценны для нас эти доморощенные картинки? Тем, что они сопровождаются текстом, читая и разбирая которые, убеждаемся, что это просто бесценный источник исторических сведений: фиксировались самые разные бытовые сценки, мифология, религиозные мотивы, политические события, в общем всё, что окружало человека.

Мой интерес к лубку начался с вот этой картинки
Первые слова: "Немка едет на старике", а дальше смысл ускользает...
------------------------------------------------------------
На первой картинке (возможно первоисточник) видим слово
На второй (в чьей-то современной интерпретации) видим слово
Возможная интерпретация по первой картинке:
Немка едит на старике старом, листие на болшой бороде
Посулила ему скланицу вина да курган пива да с нок ево збила

По второй картинке:
Немка едет на старике, на старом дристне, на большой бороде
Посулила ему скляницу вина, да курган пива
Да с ног его сбила.

-----------------------------------------------------------
Что за курган пива? Не было такой меры, да и в руках у "немки" кувшин! Значит это, возможно, жбан, а возможно какой-то тайный смысл, связанный с похоронным курганом, который полагалось поливать пивом и медом?

Далее, а что вообще на этой картинке?
Возможно, просто высмеивание порока, но тогда при чём здесь немка?
А возможно обыгрывается средневековая легенда:
"Однажды Аристотель пожаловался царю Филиппу, что его сын, вместо занятия наукою, ухаживает за фрейлиной Филлидою. Разумеется, юноше было сделано надлежащее внушение. Тогда Филлида решила отомстить Аристотелю за его непрошенное вмешательство в их счастье. Раз, проходя мимо окна Аристотеля, она «подняла юбочку превыше колен, бросила ему горсть цветов, да несколько любовных взглядов». Аристотель, несмотря на свои седины, побежал за ней и стал просить о любви, предлагая ей взамен — чего хочет. Та потребовала, чтобы он встал на четвереньки и провез ее по садовым дорожкам. Он согласился, и она при большом стечении зрителей поехала на Аристотеле"
А, возможно, картинка имеет политический подтекст? Точная дата изготовления гравюры неизвестна,  датируется ХVIII веком — это эпоха Петра Великого. Тогда "немка", это всё иностранное, а старик — бородатая Русь?

Мне так и не удалось поставить точку в ясности понимания этой картинки.

Может найдутся более пытливые умы и разгадают тайный посыл древнего автора?

А ниже представлены несколько лубочных картинок из моей коллекции, в том числе и парочка более современных, которые сразу можно отличить от старинных.







Хотите поддержать выход новых игр и публикаций на сайте? Нажмите здесь.
  Назад
Добавлено: 18 июль 2018 | Категория: Лубок

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.